Top.Mail.Ru
Борис Морозов: биография, роли, звания, награды, фото
Образование

ГИТИС (РАТИ)

Звания

Народный артист России

Награды

Премия Москвы

Биография

Главный режиссер Театра Российской Армии.

Профессор Российского университета театрального искусства — ГИТИС.

С 1986 по 1991 гг. являлся секретарем Союза театральных деятелей РФ. Член Дельфийского комитета России.

Один из крупнейших режиссеров отечественного театра, чье творчество оказало огромное влияние на развитие современного российского театрального искусства. Творческая биография Морозова Бориса Афанасьевича в значительной мере связана с Центральным академическим театром Российской Армии, куда он был впервые приглашен своим учителем Андреем Алексеевичем Поповым в 1973 г., сразу по окончании ГИТИСа (ныне — Российский университет театрального искусства).

Первые же постановки Бориса Морозова в полной мере продемонстрировали яркое дарование и зрелость мысли молодого режиссера. Среди них такие известные спектакли, как: «Когда придет мой час» И. Гаручавы и П. Хотяновского, «Птицы нашей молодости» И. Друце, «Ковалева из провинции» И. Дворецкого, «Спутники» В. Пановой, отразившие интерес молодого режиссера к находившейся на взлете в семидесятые годы отечественной драматургии.

С 1977 г. Морозов Б. А. был приглашен в Драматический театр им. К. С. Станиславского, который возглавил А. А. Попов. Это был один из самых ярких периодов в жизни известного московского театра и не последнюю роль в этом творческом подъеме сыграли спектакли Бориса Морозова, во многом определявшие лицо столичной театральной жизни тех лет. Такие работы режиссера, как «Брысь, костлявая, брысь» С. Шальтяниса, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (по общепринятому мнению, одна из лучших постановок легендарной пьесы на российских подмостках), поставленные в театре имени К. С. Станиславского, — стали театральной классикой XX столетия.

Затем были годы работы на других прославленных столичных сценах — Драматического театра им. Вл. Маяковского, Драматического театра им. А. С. Пушкина, который Морозов возглавлял в течение пяти лет (1983—1988 гг.), Малом театре. На протяжении нескольких лет Б. А. Морозов был главным режиссером литературно-драматической редакции ЦТ СССР.

На упомянутых сценах им была осуществлена постановка целого ряда выдающихся театральных работ, уверенно выдвинувших Морозова Б. А. в число ведущих мастеров своей профессии в стране. Достаточно назвать такие спектакли режиссера, получившие громадный общественный резонанс, как- то: «Смотрите, кто пришел» В. Арро, «День победы среди войны» И. Гаручавы и П. Хотяновского (II премия на Всесоюзном фестивале, посвященном 40-летию Победы в Великой Отечественной войне), «Горячее сердце» А. Н. Островского (премия Москвы за лучший спектакль 1993 г.), «И аз воздам…» С. Кузнецова, «Пир победителей» А. Солженицына, ставший первым обращением к драматургии автора на родине.

Морозова охотно приглашали и приглашают на постановки крупные российские театры, а также зарубежные — из США, Германии, Польши, Израиля, Южной Кореи др. стран.

В 1995 г. Борис Афанасьевич Морозов вернулся в Театр Российской Армии в качестве главного режиссера. За прошедшие десятилетия главный режиссер ЦАТРА создал несколько значительных, масштабных работ: Это «Много шума из ничего», «Отелло» и «Гамлет» (причем последний на музыку Д.Шостаковича) В. Шекспира, «Сердце не камень» и «Волки и овцы» А. Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Скупой» Ж. Б. Мольера, «Севастопольский марш» по «Севастопольским рассказам» Jl. Н. Толстого, «Давным-Давно» А.Гладкова, музыка Т.Хренникова, «Зачем вы меня обижаете?.." («Шинель» Н. В. Гоголя и «Свадьба» А. П. Чехова, две великие пьесы русской классики, объединенные единым замыслом в одну постановку), «Госпожа министерша» Б.Нушича, трагедия «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого.

Работы прошлых лет

Постановки
Режиссер