Top.Mail.Ru
Добрая черная комедия. А, так бывает? | СМИ о Московском драматическом театре

Согласно первой ремарке, всем персонажам «сильно за пятьдесят». Действие разворачивается поздней осенью на кладбище в районе Форест Хиллз в Квинсе. Драматург Айвон Менчелл написал пьесу, которая на первый взгляд кажется очень простой, развлекательной комедией, но это только на первый взгляд.

В 1993 году вышел фильм «Кладбищенский клуб», прославивший одноименную пьесу Айвона Менчелла. Сюжет незамысловатый: три вдовы собираются раз в месяц, чтобы посетить кладбище, подстричь плющ на мужних могилах, посплетничать или даже полежать рядом со своими усопшими благоверными. Так они живут не один год и выглядят вполне удовлетворёнными судьбой. Но человеческим инстинктам годы не подвластны: ни возраст, ни социальное или семейное положение не в состоянии отключить главную функцию сердца – жажду любить и чувствовать!

Главные роли исполняют актрисы, которых знают абсолютно все: Вера Алентова, Мария Аронова и Лариса Голубкина. Они воплощают полярные типы женских характеров. Люсиль в рисунке Веры Алентовой раскрепощенная роковая женщина, которая часто крутит романы с мужчинами, скупая шубы и сумки в комиссионке. Дорис Ларисы Голубкиной – воплощение супружеской верности и добропорядочности. И наконец, Ида, которую играет Мария Аронова – единственный член «клуба», наладивший свою личную жизнь.

Режиссёр Роман Козак концентрирует все внимание на актёрах. Здесь только их игра сплетает интригу, приковывает внимание и оправдывает диалоги незатейливой пьесы. Этим объясняется примитивное оформление сцены, которое служит исключительно скромным фоном (сценография Игоря Попова). Бар (он же пианино) изображен в виде надмогильного креста, столик, кресла и три дверных проёма, а сбоку высокая лестница, тонущая в кулисах. На авансцене расположились могилки, густо покрытые плющом. Схема вполне комфортная для разыгрывания чёрной комедии, но Роман Козак склоняет сюжет к мелодраматической истории. Здесь важны детали и полутона, без которых невозможно проиллюстрировать трепетания зарождающихся чувств.

Идиллию клуба разрушает Сэм. Он, как и все мужчины, не знает, чего хочет: то ли продолжать вести умиротворённую жизнь вдовца, то ли закрутить роман. Он искренне прикипает к Иде, но при малейшем препятствии, отступает. Потом, образумившись, находит в себе силы начать выстраивать с ней отношения (благо, Ида оказалась незлопамятной). Образ Сэма на сцене материализует актёр Борис Дьяченко. Ужимки, нервозность, романические «па», особенная возвышенность, растерянность этого Сэма придают ему обаятельности и неповторимой поэтичности. Когда Ида с нетерпением ждёт приглашения на свидание, весь зал предвкушает вместе с ней. И вот, наконец-то, Сэм решается на первые робкие шажки, чем предопределяет развязку всей истории. Одна пара тут просто обязана воссоединиться!

В глазах этой Иды и Сэма отражается неуловимый блеск мечтательности, который моментально выдаёт счастливых людей. Сэм будто невзначай прикасается к Иде, пытаясь убрать пенку от коктейля над её верхней губой, а дальше не может остановиться. Он продолжает касаться её волос, лица, – и вот они соприкасаются, как полевые цветы на ветру, взволнованно, с замиранием сердца. Не без тайного ликования Сэм Бориса Дьяченко радуется, как ребёнок. В сущности, все герои здесь хронически страдают ребячеством, только Дорис всячески противостоит этому, погибая от тоски по мужу. 

Актёрский ансамбль живет одним дыханием. Кажется, что и после закрытия занавеса, эти милые герои отправятся в гостиную Иды, станут распивать чай, а быть может и добавят в него пару капель виски. Их разговоры не будут касаться философских тем, не станут плутать в неоднозначных подтекстах, эти тексты просты, как и сама жизнь. Возможно, именно это и стремился передать Роман Козак, отказавшись от сценографических изысков, неожиданных приёмов, желания удивить. Провокационности в спектакле «Девичник club» нет, если не считать яркие, смелые наряды героини Веры Алентовой. Здесь всё построено легко, с выверенной долей наивности и непринуждённости, поэтому кроме пьянящего ощущения радости другие чувства постановка вызвать не может. И даже те зрители, которые быстро переключают канал и морщатся при виде отрывков из американских кинокомедий, на спектакле театра им. А. Пушкина, получат свою дозу жизнеутверждающего позитива!