Top.Mail.Ru
Дуэль с самим собой | СМИ о Московском драматическом театре
В афише Театра имени А.С. Пушкина теперь есть спектакль про Пушкина, а также и про Сергея Довлатова, и про писателей в целом, и про 70-е годы, и про то, что все хотят быть оцененными при жизни. Оцененными страной, женой, друзьями и даже просто незнакомыми людьми. «Взгляните на меня с любовью», – одна из первых фраз Бориса Алиханова – главного героя спектакля, поставленного по довлатовскому «Заповеднику» Игорем Тепловым. Художественным руководителем постановки выступил Евгений Писарев.

Главный герой этой истории – писатель Борис Алиханов – устав от города, долгов, непризнания, конфликтов с женой, которая собралась эмигрировать, приезжает на лето в музей-заповедник «Михайловское», чтобы перевести дыхание, подумать о жизни и заодно поработать экскурсоводом. В «Михайловском» когда-то жил Пушкин, здесь все дышит Пушкиным, здесь просто нельзя (в значении запрещено) не любить Пушкина. Здесь первое, что спрашивают у приезжающих – это любят ли они Пушкина? И вряд ли кто-то ответит отрицательно. Раз приехал – значит уже неравнодушен – это аксиома. А разве есть русский человек, который не любит Пушкина? Отрицательный ответ на этот вопрос – тоже аксиома.

В этом, почти сказочном месте, где царит культ «солнца русской поэзии, нет русалок и Черноморов, но есть люди со своими вполне человеческими проблемами, которым есть одно общее название – нехватка любви (хватает её только Пушкину). В Михайловском живут и работают одинокие дамы, запойные экскурсоводы, колоритные местные жители, непризнанные таланты и различные слои советской интеллигенции. Игорь Теплов показывает участников довлатовской истории яркими и хорошо «прорисованными». Его герои – это и добрый, но при этом гордый местный житель, алкоголик Сорокин (Владимир Майзингер), это два разных по характеру, но добродушных и тоже любящих выпить экскурсовода Потоцкий (Александр Анисимов) и Митрофанов (Алексей Рахманов), это и женский коллектив музея, где каждая героиня – разный типаж женского характера.

В спектакле заняты: Павел Баршак / Владимир Жеребцов (Борис Алиханов), Фёдор Левин / Кирилл Чернышенко (Борис Алиханов в юности), Анна Кармакова (Татьяна), Вероника Сафонова / Дарья Балабанова (Татьяна в юности), Ирина Пулина (Марианна Петровна), Наталья Рева-Рядинская / Эльмира Мирэль (Галина), Екатерина Рогачкова (Аврора), Владимир Майзингер (Сорокин) и другие.

Художник – Ольга Кузнецова. Видео-художник – Илья Старилов.

Постановка Игоря Теплова (в его же инсценировке) получилась ироничной и драматичной. На сцене нет реалистичности места, где жил Пушкин, нет березок, зелени, деревянных построек, а есть условность, но с приметами 70-х годов. Темная коробка, внутрь которой ведет ряд лестниц,– очень напоминает объектив фотокамеры, сужаясь в глубине сцены, и расширяясь ближе к залу. Внутри неё, как в линзе объектива, негатив в черно-белом цвете, с редкими вкраплениями цветного. Фотокарточки сменяют друг друга, словно слайды, на них поочередно изображен пушкинский дуб, деревянный дом, деревенский транспорт и другой антураж, заменяющий декорации. На ступеньках вместо русских берёзок находятся черные столбы с белыми наклеенными полосками. Здесь и березы – будто негатив, непроявленная пленка. Таким же «непроявленными негативом» чувствует себя и ранимый Борис Алиханов (Павел Баршак, в другом составе – Владимир Жеребцов). Он пишет, любит, живет – но проявлять его как пленку, смотреть на него в цвете, и замечать в нем его способности сейчас не хотят: время, общество, «система» не видят в нем никого, кроме метущегося бездельника. «У каждого гения есть знакомые, но кто из знакомых признает, что его приятель – гений?» – очень верно подмечает Борис. Поэтому и глушит он своё горе в алкоголе и депрессии, но при этом остается добрым и тонким. Как и автор (ведь произведение отчасти автобиографичное) он любит людей с их слабостями, проблемами и недостатками, с их умом и глупостью. Он разговаривает с собой, спорит с собой, и пытается понять, почему же, когда в молодости все казалось настолько просто, вдруг позже стало сложно. Для внутреннего диалога и воспоминаний в спектакль введены два дополнительных героя: Борис и Татьяна (жена Бориса) в молодости. Со своим молодым собеседником Борис доспорится до дуэли. Но и она будет будто в сказке – ненастоящей, а на водных пистолетах, и напомнит обязательно дуэль Онегина и Ленского. Ведь без Пушкина здесь никуда. И, пожалуй, кто действительно «взглянет с любовью» на Бориса, это сам Пушкин (Игорь Хрипунов). Как? Смотрите спектакль.

Дух 70-х этому месту вне времени придает музыкальный ансамбль ВИА «Маленькие трагедии», внося задор и радость в массовые сцены. При условности пространства в спектакле очень узнаваемые посетители музея того времени: пионеры, пенсионеры, интеллигенция и просто отдыхающие, желающие развеяться и поставить галочку в своей биографии – «был в культурном месте». Да не просто месте, а месте, где все овеяно Пушкиным, хотя от реального Пушкина мало что осталось. Даже аллея Керн – и та выдумка. Но всё-таки об Александре Сергеевиче осталась память. Это, наверное, самое важное.

В конце спектакля абсолютно явно протянется ниточка, которая ведёт от Пушкина к Довлатову, от памяти об одном писателе произойдет переход к памяти о другом. Получается, что Довлатов уже при жизни почувствовал, что его работа экскурсоводом – не просто так. В Михайловском среди духа Пушкина появится и дух Довлатов: спустя годы в дом, где он жил, будут водить экскурсии, и рассказывать уже про другого русского писателя тоже. Конечно, про экскурсии сам автор и не предполагал. Эта концовка дописана спустя годы режиссёром.

Довлатова полюбили, как его герой Борис, а, следовательно, и сам автор, этого хотели. Но, увы, после жизни. А ведь и у Александра Сергеевича были проблемы с женщинами, с алкоголем и властью, и полюбили его тоже после жизни. Таким образом, в Театре Пушкина появился спектакль сразу о двух писателях: о Пушкине и о Довлатове.

Игорь Теплов, автор инсценировки, режиссёр: «Наш «Заповедник» – прежде всего человеческая история. Время действия, этническая принадлежность героев, конкретный политический контекст — вторичны.

В центре спектакля — писатель, оказавшийся ненужным «системе», в которой реальность подменяется заезженными лозунгами, культура — культом, а абсурд становится нормой. И главный герой, и все окружающие его персонажи — непринятые и непонятые, чудаковатые и трогательные аутсайдеры — заслуживают не снисхождения, а внимания и неравнодушия.

Мы делаем спектакль о любви: к женщине, к профессии, к своей стране, к родному языку. Только по-настоящему любя человека можно увидеть в нём столько смешного и нелепого, сколько находит в своих героях Довлатов».

«Заповедник», написанный в 1978, в последний год жизни Довлатова в Ленинграде, основан на личном опыте писателя. Опубликовать повесть удалось в 1983 в ньюйоркском эмигрантском издательстве «Эрмитаж». В СССР «Заповедник» вышел в 1990 году, практически сразу после смерти автора: это была первая книга Довлатова, опубликованная на родине.