Top.Mail.Ru
Любовь? Нет, это только кажется. | СМИ о Московском драматическом театре
29 августа театр им.А.С.Пушкина открыл долгожданный новый сезон премьерой – спектаклем «Ложные признания» в постановке Евгения Писарева по одноименной пьесе Мариво. Пьер де Мариво, наряду с Мольером и Расином, хрестоматийный французский драматург, в пьесах которого герои предпочитают скрывать свои истинные чувства под масками. Вместе и по отдельности они говорят одно, делают другое, а подразумевают третье. «Ложные признания» – не исключение.

Молодой, красивый, но бедный юноша Дорант (Федор Левин) влюблен в богатую и тоже не старую вдову Араминту (Виктория Исакова). Сам молодой человек не в состоянии на что-то решиться, поэтому его бывший слуга Дюбуа (Андрей Заводюк) берет все в свои руки. Он пристраивает Доранта в дом вдовы в качестве секретаря, причем окружающие полагают, что юноша претендовал на это место из-за любви к Мартон (Анна Бегунова) – юной компаньонке Араминты.

В доме молодому человеку не особенно рады. Мать Араминты – госпожа Аргант (Вера Алентова) – собиралась выдать дочь замуж за графа Доримона (Андрей Сухов), чтобы избежать судебной тяжбы по поводу имения. Граф тоже был бы рад жениться на богатой и красивой вдовушке. А тут, как снег на голову, юный красавец-Аполлон, к тому же нищий.

Правила приличия не позволяют Доранту открыто объявить о своей любви, и, честно говоря, непохоже, что ему это необходимо, поэтому Дюбуа сам ведет им же придуманную пьесу, финалом которой предполагает счастливый брак своего подопечного и прекрасной Араминты.

И в пьесе, и в спектакле невозможно быть уверенным ни в чем. Зачем бывший слуга так рьяно устраивает судьбу своего бывшего господина? А сам Дорант влюблен ли в Араминту или он все-таки корыстен? И почему Мартон так вцепилась в юношу, несмотря на его бедность, из-за неземной красоты? Здесь все внешнее ложно, а истина прячется где-то внутри персонажей.

Единственный открытый миру персонаж – милейший старичок-слуга в доме вдовы в исполнении Владимира Николенко. Он очаровательно ворчит, искренне сердится, боится, что ему откажут от места и совершенно не интересуется личной жизнью хозяев. Единственное, к чему он неравнодушен – опера, которую он слушает по радио, бродя по дому в поисках лучшего приема.

Не удивляйтесь радиоприемнику в пьесе 1737 года (как и беговой дорожке, и современным костюмам). Казалось бы, вопросы мезальянса и невозможности открыться перед человеком более благородного происхождения давно в прошлом, но в этом спектакле режиссер сделал акцент вовсе не на вопросы брака, а на внутренние людские страхи и комплексы, которые, к сожалению, в наше время более актуальны, чем триста лет назад.

Всю палитру сомнений и метаний влюбленной женщины блестяще отыгрывает Виктория Исакова, чего нельзя, к сожалению, сказать о ее партнере – Федоре Левине. Можно по-разному интерпретировать Доранта, но все же этот персонаж страстно влюблен. И как бы он не желал эту страсть скрыть, она должна проявляться хоть в чем-то. Дорант Федора показался не влюбленным, не напуганным, не переживающим, а скорее отстраненно-равнодушным. Но спишем это на волнение перед премьерой и полугодовое заточение.

А вот Андрея Заводюка как будто выстрели из пушки на сцену. Он откровенно наслаждается и ролью, и тем, что в зале наконец-то есть зрители, и игрой, и, кажется, каждой секундой своего пребывания в этой истории. Его персонаж получился резко очерченным, хорошо продуманным и ярким. А интригу он сохраняет до самого финала, ведь так и не понятно, зачем Дюбуа была нужна эта игра в устроителя чужих судеб.

Тема судьбы, как некой высшей силы, хорошо чувствуется в спектакле. Не только благодаря Дюбуа, но и остальным персонажам. Ведь в окружении каждого человека есть большое количество людей, действия и слова которых (вольные или невольные) влияют на его жизнь. Так же и любовь Араминты сложилась из внешних факторов, но что теперь с этим делать решить может только она.

Финал спектакля имеет оттенок легкой недосказанности, как бы предлагая зрителю «поставить диагноз» каждому персонажу, примерить его ситуацию на себя и предположить развитие событий. А придумать завершение истории любви (пусть и не своей) – хороший способ почувствовать себя драматургом.