Top.Mail.Ru
Не совсем девичник | СМИ о Московском драматическом театре

Комедия американца Айвона Менчелла в оригинале имеет мрачноватое заглавие «Кладбищенский клуб». В российских постановках заголовок меняется в зависимости от вкуса режиссера. В петербургском театре имени Комиссаржевской ее назвали «С тобой и без тебя». В МХТ имени Чехова она стояла в репертуаре под названием «Осенний чарльстон». На обеих сценах комедия Менчелла успеха не имела. Роман Козак в Театре имени Пушкина решил рискнуть. Выбрал название «Девичник Club» и пригласил на главные роли трех популярных московских актрис.

«Ты выйдешь на сцену королевой и сойдешь со сцены королевой», – уговаривает Несчастливцев Аксюшу в классической пьесе «Лес». Благородный герой, соблазняя девушку сценической карьерой, многое недоговаривает, пользуясь полной невинностью своей собеседницы. Не рассказывает ей, что в мировой драматургии выигрышных женских ролей гораздо меньше, чем мужских. Недаром при поступлении в театральные вузы «штаны» на абитуриенте – лишний балл. Да и понятно. Скажем, на одну Дездемону с Эмилией в шекспировском «Отелло» приходится с десяток мужских ролей. А уж когда актриса преодолевает возраст Джульетты, жизнь и вовсе перестает улыбаться: можешь практиковаться в ролях благородных старух, кормилиц и наперсниц или в очередной раз перетряхивать репертуар в поисках роли для благородной зрелой женщины. Драмоделы всех мастей хорошо учитывают эту вечную нехватку женских образов и регулярно поставляют на театральный рынок свою продукцию. Благо, что спрос на нее вечен.

Комедия Айвона Менчелла с тремя (!) центральными женскими возрастными ролями не успевает благополучно сгинуть из репертуара МХТ им. Чехова, как тут же всплывает на другой сцене как «Девичник Club». Вдовы (Дорис – Голубкина, Люсиль – Алентова, Ида – Аронова) ежемесячно встречаются на кладбище у могил мужей. Всю пьесу их героини ожесточенно спорят, имеет ли вдова право на личную жизнь, и пытаются эту личную жизнь себе устроить. И одной из подружек это удается: появляется симпатичный вдовец-мясник.

Опус Менчелла относится к разряду произведений, которые называют «типичной антрепризной пьесой». Со всеми ее слагающими: ватным языком, сомнительным юмором («Ты боишься, если мы опоздаем на кладбище, покойники убегут?»), слабостью сюжетного построения, грубо выписанными карикатурами вместо характеров. И если в отчаянно зарабатывающих себе на жизнь антрепризных компаниях эта драматургия четвертого сорта вполне уместна, то на сцене репертуарного столичного театра она выглядит довольно сомнительно.

Первые минут двадцать сохраняется иллюзия, что на сцене пародируют какую-нибудь забубенную антрепризу города Кошкина или Мышкина. Качающийся задник с тремя раздвижными гигантскими дверями. Белые могилки на авансцене, напоминающие картонные коробки из-под торшера. Утрированные костюмы героинь (меняющиеся в каждой сцене на все более карикатурные наряды). Ни на что не похожие интонации (как будто на сцене общаются глухие). И более чем своеобразные манеры ходить, сидеть, жестикулировать. Любимые, прекрасные актрисы играют какую-то гротескную пародию на самих себя. Поверить, что вся эта развеселая клюква поставлена всерьез, довольно трудно, но приходится.

Правда, этот спектакль может оказать неоценимую помощь, если ваша юная дочь всерьез захочет «войти на сцену королевой». Ее надо сводить посмотреть «Девичник Club» и объяснить: может быть, она королевой и взойдет, но ведь потом светит роль кладбищенской вдовы. Чего бы там ни сулили Несчастливцевы…