Top.Mail.Ru
«Отражения, или истинное»: о правде супружеских измен | СМИ о Московском драматическом театре

Почти сразу после «Великой магии» в репертуаре Театра Пушкина появилась еще одно новое название. Режиссер Олег Тополянский поставил пьесу популярного в России Тома Стоппарда. Интрига в том, что ни в авторском тексте, ни в спектакле нет традиционного для британского драматурга политического посыла. Это крепкая мелодрама, основанная на личном опыте.

Бывалый зритель хорошо знает московские спектакли по произведениям Стоппарда. Вспомним многочасовой марафон «Берег утопии» в РАМТе и недавний «Рок-н-ролл» там же: остросоциальныые темы, публицистический надрыв, внятный и даже красивый сарказм.

«Отражения» — спектакль иной, и смотреть его непросто. Все время сбиваешься на поиск подтекстов, радуешься как ребенок случайным репликам, оказавшимся к месту («я не хожу на митинги. Я слишком ленива»). Тем не менее, история, рассказанная Стоппардом, и разыгранная актерами Театра Пушкина, целиком и полностью сосредоточена на любовных взаимоотношениях. Перед нами — вся правда супружеских измен. Сначала описанная в пьесе главного героя — писателя Генри (Андрей Заводюк), затем догнавшая его в реальной жизни.

Если говорить о сюжете, он примитивен, если не сказать вульгарен: взаимный супружеский адюльтер. В финале члены двух пар меняются местами и продолжают, по всей видимости, жить долго и насколько это возможно — счастливо. Однако текст Стоппарда отличает внутренний драматизм и глубокая философия, оправдывающие любую пошлую предсказуемость внешних коллизий. Влюбляясь в жену друга (Виктория Исакова), писатель Генри прощает ей измену, случившуюся спустя два года после их собственной свадьбы. Пока длится мучительный процесс принятия горькой правды, герой перерождается внутренне. Если сначала это эгоистичный циник, то в финале мудрец, сознательно выбирающий прощение и любовь, и не требующий ничего взамен.

Жаль только, что внутренний конфликт показан режиссером Олегом Тополянским несколько поверхностно. На авансцене — сюжетная интрига, идеально вписывающаяся в определение дочери Генри («ты написал пьесу о том, кто с кем спит»). Актерская игра убедительна, но в рамках поставленных режиссером задач. И Заводюк, и Воронкова, и Исакова, и Сиятвинда могли бы сделать гораздо больше, будь у них на руках козыри психологического, а не эстрадного театра. Такое прочтение тоже возможно. Но тогда встает вопрос о необходимости затягивать действие до трех с половиной часов, намекать на важные смыслы и заставлять актеров жить на два дома. Вроде как про любовь играть легко и ненапряжно, при этом делать это так, чтобы зритель считал авторскую мысль об иллюзорности всех человеческих истин.

Декорации в спектакле условны. Красный занавес, черные кожаные диваны, обеденный стол на колесиках, пластинки, которые так обожает Генри (и сам Стоппард) — вот, собственно, и все. В замкнутом мире герои сконцентрированы друг на друге. Смотришь на них и как будто заглядываешь в корзину с грязным бельем или сериал смотришь. И сериал то неплохой, и сюжет крепкий, а чего-то не хватает. Чего-то самого главного.