Top.Mail.Ru
Пять пудов любви | СМИ о Московском драматическом театре

Театр им. Пушкина открыл сезон «Ложными признаниями» Мариво в постановке Евгения Писарева. Пьеса, написанная без малого триста лет тому назад, замечательно вписалась в реалии нашей жизни, где люди разделены на касты и сословия происхождением, властью и деньгами, как и во времена знаменитого французского драматурга.

Один за другим московские театры берут реванш у пандемии, выпуская спектакли, которым не посчастливилось увидеть свет рампы в прошлом сезоне. «Ложным признаниям» в Театре им. Пушкина до премьеры не хватило буквально нескольких дней. Однако отсрочка пошла спектаклю только на пользу: у режиссёра и актёров было время на размышления, на тщательную психологическую проработку характеров, которые у Мариво, надо сказать, прописаны достаточно схематично – XVIII век глубокого проникновения в тайники человеческой души от театра и не требовал.

В истории мировой драматургии Пьер де Мариво известен в первую очередь попытками соединить в границах одного сюжета лёгкость салонной комедии с нравоучительностью социальной драмы. Трудно смешиваемые по своей природе субстанции образуют, как правило, «коллоидную взвесь», которую очень трудно удержать в равновесном состоянии. «Ложные признания» относятся к периоду творческой зрелости драматурга, когда ему удавалось вплетать в мелодию любовной истории несколько благозвучных поучительно-нравственных аккордов так, чтобы это не резало публике слух. Тем не менее создать из этой пьесы постановку, не грешащую ни против разума, ни против чувства, очень непросто. Что ж, тем увлекательнее такая задача для постановщика.

В «Ложных признаниях» Евгения Писарева привлекла возможность аккуратно препарировать самый, пожалуй, актуальный девиз нынешних времён: цель оправдывает средства. Благо сюжет легко поддаётся «векторному переносу» во времени (костюмы Александры Феодосьевой-Сошальской, музыка Жоржа Бизе и Павла Акимкина) и пространстве (сценография Зиновия Марголина). Молодой юрист Дорант (Фёдор Левин) – не без способностей, но без гроша за душой – попадает на службу к состоятельной вдове. Красавице Араминте (Виктория Исакова), даме истинно бальзаковского возраста, безусловно, приятно иметь в секретарях не просто расторопного, но ещё и красивого юношу. В её стильном обиталище клокочут не пять пудов любви, а, на первый взгляд, много больше. И в самых разных проявлениях.

Мать хозяйки дома, госпожа Аргант (Вера Алентова), при всём своём эгоизме и взбалмошности, любит дочь, а потому стремится упрочить её положение в обществе ценой брака с богатым аристократом. Поверенный Араминты, господин Реми (Борис Дьяченко), любит своего племянника Доранта и, зная о его бедности, пристраивает на приличное место и сватает за него девушку с перспективой ещё более приличного приданого.

Личный стилист мадам, Дюбуа (Андрей Заводюк), привязан к своему бывшему хозяину Доранту и, тоже заботясь о его будущем, с утра до вечера поёт в уши новой госпоже о страсти, которую она вроде бы зажгла в сердце своего молодого секретаря. А её ассистентка, Мартон (Анна Бегунова), по-собачьи преданна начальнице и влюблена в её секретаря. И только граф Доримон (Андрей Сухов) честно любит одного себя. Умница-красавица жена со всем её состоянием нужна ему лишь как эффектное приложение к его титулу.

Сама же очаровательная вдовушка отдаться на волю чувств не спешит. Виктория Исакова транслирует нам метаморфозу, происходящую с её героиней буквально в пошаговом режиме. Один раз Араминта уже, по всей видимости, вышла замуж по расчёту, а теперь может себе позволить такую роскошь, как искреннее чувство. Ей, как и каждому из сидящих в зале, хочется верить, что настоящая любовь существует и, более того, в состоянии смести любые преграды. Вот только отличить подлинное чувство от искусной подделки становится всё труднее. Претенциозной маменьке явно хочется с помощью дочки проникнуть в высшее общество. Дядюшке – без угрызений совести тратить своё состояние на себя, не заботясь о племяннике. Ассистентка получит желанное приданое от графа, если брак состоится. Лакею-стилисту вроде очевидной выгоды в хлопотах нет, но какие заманчивые перспективы откроются перед ним, если авантюра увенчается успехом.

Самая же большая загадка спектакля – кудрявый красавец-секретарь. Какие чувства угнездились в глубинах его сумрачной души, так и останется тайной. Романтичная сцена в финале спектакля трезвомыслящего человека в заблуждение не введёт. И к исходному вопросу, всегда ли цель оправдывает средства, он наверняка захочет прибавить ещё один, столь же риторический: а всё ли начинается с любви?