Top.Mail.Ru
Спектакль «Апельсины & лимоны» в театре им. Пушкина | СМИ о Московском драматическом театре

Солнечный день. Июньский зной. По темно-зеленым холмам одна за другой спускаются механические пушистые овечки. Некоторые из них уже разместились на площадке вблизи дома, как и молодые люди, томящиеся в тени. Девушка с явно прогрессивными взглядами для того времени сочиняет стихи. Молодой человек в мешковатом комбинезоне вдохновенно пишет картину. Стихи – плохие, картина не выходит. Их скуку нарушает мать – весьма эксцентричная женщина, появившаяся в саду под аплодисменты публики. Широкими жестами, вымеренными позами и театральными паузами она разговаривает с детьми. Идиллия заканчивается, как только выясняется, что все домочадцы пригласили на выходные по гостю. Для семейства, не отличавшегося особой «хлебосольностью», это становится весьма затруднительной ситуацией.

В театре Пушкина спектакль «Апельсины & лимоны» поставили специально для Веры Алентовой, которая 21 февраля отметила свой юбилей. Художественный руководитель театра, он же режиссер спектакля, Евгений Писарев выбрал пьесу английского драматурга Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка», заменив название на более сочное и яркое.

Ноэл Коуард прославился как специалист по «хорошо сделанным пьесам». Его произведения отличались искрометными сюжетами и остроумными диалогами. Выбор этой пьесы, где всегда в главной роли блистала прославленная актриса, оказался не случаен. Театральная биография Веры Алентовой неразрывно связана с театром Пушкина, куда она пришла сразу после окончания Школы-Студии МХАТ, став его настоящей примой. Поэтому роль Джудит Блисс, актрисы в отставке, которая и хотела бы вернуться, да некуда, стала для Алентовой своеобразной шуткой и возможностью продемонстрировать нам самоиронию.

Невостребованной Джудит пришлось переехать с мужем за город. Поклонники ее забыли, о чем свидетельствуют только два письма, пришедшие за все это время. Да и театр, где ее звездная роль была в постановке с сомнительным названием «Водоворот любви», не спешит предлагать своей экс-приме новые роли. Либо для своего успокоения, либо действительно веря, что ее любят и ждут, она холит в себе надежду вернуться на подмостки сцены. За неимением театра в жизни она превращает в этот театр жизнь. Она там и режиссер, и актриса. В свои «постановки» она вовлекает и домочадцев. Муж, дети и даже бывшая костюмерша, а сейчас – компаньонка, играют спектакли ежедневно. Но без зрителей театр таковым не является. Ничего не подозревающие гости становятся частью спектакля, разыгранного для них.

По своим сюжетным хитросплетениям «Апельсины & лимоны» похожи на юмористические произведения Пэлем Грэнвил Вудхауза. Типичная комедия положений, где герои сами загоняют себя в сложные ситуации и с той же легкостью из них выходят. А стилистика 30-х годов, столь явно прослеживающая в костюмах, сделанных Викторией Севрюковой, переносит нас в эпоху немого кино. Излишняя театральность поз этому только способствует.

Роль Джудит Блисс – бенефисная, и во многом предсказуемо, что зрители будут спешить в театр из-за юбилярши Веры Алентовой. Но другие персонажи здесь тоже стоят внимания. Актеры нашли тот баланс, который позволяет им не уйти в тень и не превращать спектакль в театр одного актера. Помимо главной героини женский ансамбль был представлен разнообразной палитрой типажей – от эмансипированной Сорель Блисс (Анна Бегунова) и стервозной Миры Арундел (Екатерина Клочкова) до наивной простушки Джеки Коритон (Ирина Петрова). Мужчины соответствовали своим «потенциальным» половинкам – дипломант Ричард Грэхэм (Александр Арсентьев), спортсмен Сэнди Тирелл (Дмитрий Власкин) и сентиментальный Саймон Блисс (Александр Дмитриев). Муж главной героини, писатель Девид Блисс (Борис Дьяченко) – полная противоположность ей самой. Его роман, который он пишет на протяжении всего спектакля, обречен на провал из-за обилия неточностей. Он – типичный муж сильной женщины. И если сначала кажется, что домочадцы друг друга недолюбливают и все время ссорятся, готовые даже на легкий адюльтер на стороне, а дом – это сплошная бутафория с искусственными апельсинами, лимонами и ненастоящими чувствами, то потом понимаешь, что все это достаточно иллюзорно. Это всего лишь спектакль, а на самом деле «милые бранятся, только тешатся».

Сенная лихорадка – это сезонная аллергическая реакция, вызванная высокой концентрацией пыльцы в воздухе. Но в доме семейства Блисс аллергию провоцирует не это и даже не «апельсины & лимоны», а их избыточная любовь играть в театр. Они настолько заигрываются, что и не замечают пропажу гостей. Да они им и не нужны больше. Спектакль закончился, роли сыграны. Пора найти себе новый интерес.