Top.Mail.Ru
Святая наука — расслышать друг друга | СМИ о Московском драматическом театре
Новый спектакль Данила Чащина в театре имени Пушкина затрагивает самые глубокие пласты человеческих отношений. «Святая наука расслышать друг друга…» Эти слова Булата Шалвовича Окуджавы стали символом теплоты отношений, близости, особой внимательности, которой ищет душа каждого человека. Мы все разные, но каждому необходимо чувствовать, что он нужен, что где-то его ждут и любят. И даже если это место далеко, одна мысль об этом придает смысл жизни и силы справиться с самыми тяжёлыми обстоятельствами. А если желания «расслышать друг друга» нет и не предвидится, а семейные узы с годами перерастают в цепи, название которым «должен», «обязан», «так надо», то наступает самый «обычный конец света». Именно так происходит в истории, рассказанной создателями спектакля.

Главный герой пьесы известный писатель по имени Луи возвращается в родной дом спустя 15 лет. Повод нерадостный. Он смертельно болен и собирается сообщить об этом родным. Вся семья в сборе: мама, сестра Сюзанна, брат Антуан и его жена Катрин. С первых минут все идет не так. Сюзанна, заикаясь от смущения, знакомит Луи с Катрин, мама разыгрывает удивление: «неужели они не знакомы?», а Антуан взрывается в ответ на неискренность, в которой он с самого начала подозревает своего старшего брата. Хочется верить, что близкие люди способны смягчиться, раскрыть друг другу объятья. Кажется, вот-вот они отбросят старые обиды и, наконец, поговорят. Но увы. Диалоги все больше становятся похожи на монологи, а в монологах все чаще звучат слова «предательство», «бросил», «не вспоминал». Все обиды, накопившиеся за 15 лет изливаются на Луи с нарастающей силой.

Спектакль содержит режиссерские вставки, выделенные светом, музыкой, красками. Эти моменты для Луи как прорыв в иную реальность, куда он сбегает из этой невыносимой среды. Погружаясь вместе с героем в иное пространство, мы чувствуем неимоверное облегчение. Здесь можно окунуться в атмосферу детства, почувствовать запах летнего дождя, радость от очень простых вещей. Во время очередного погружения по сцене прыгают маленькие шарики для пинг-понга, а наши герои поднимая глаза на зрителей смотрят этими шариками вместо глаз. Они слепы. Слепы их сердца. Не видят, не чувствуют друг друга. В другой сцене все члены семьи держась друг за друга передают чайный пакетик, макая его по очереди каждый в свою чашку. Сакральный объединяющий процесс. Луи отрывается от этой процессии. Остальные остаются в связке. Связь между людьми может спасти, вывести из тупика. Но так бывает далеко не всегда. Если связать между собой слепых, то они утащат друг друга в пропасть. Ещё одна строка из Окуджавы, смысл которой легко превращается в свою противоположность: «возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Наши герои действительно берутся за руки, но их объединяет не теплота друг к другу, не любовь, а общая беда, недовольство своей жизнью, претензия к брату и сыну. А это плохой путеводитель, который легко заводит в тупик.

Актеры играют замечательно, вовлекая нас в переживания своих героев. Луи в исполнении Андрея Кузичева снаружи очень отстраненный, с нарочито выпрямленной спиной и сомкнутыми губами, почти всегда молчаливый. Все его переживания остаются внутри из-за невозможности их выразить. Вера Воронкова играет мягкую заботливую мать, которая то накрывает его пледом, то ставит градусник, то поит чаем и все время говорит, говорит. Как будто это последнее, что связывает ее с сыном, и если она остановится, связь прервется. Но при этом Луи для нее так и остался мальчиком 15-летней давности. Нового Луи, человека с другим жизненным опытом, изменившегося за эти годы, она не знает и не понимает. Еще мама очень старается примирить своих детей.

Полная противоположность Луи – его брат Антуан. Братья настолько не похожи, один – тонкий, чувствительный, с высокой душевной организацией, другой – очень простой и прямолинейный. Он просто впадает в бешенство, когда брат рассказывает об оттенках своих чувств. Александр Матросов в роли Антуана настолько настоящий, естественный, вскипающий, что невольно начинаешь сопереживать то ему, то его брату. При этом все явственнее ощущаешь пропасть непонимания между ними и невозможность ее преодолеть.

Наталья Ревва-Рядинская создала образ Катрин, тонкой, внимательной в своем старании исполнить роль хорошей жены, послушной приветливой невестки. Она то примиряет, то утешает, стараясь одновременно быть доброй ко всем и поддерживать мужа, что совершенно невозможно. Младшую сестру играет Анастасия Лебедева. Актриса очень точно передает характер и черты девочки-подростка, которая так и не выросла, зажатой, заикающейся и совершенно неуверенной в собственной нужности кому-либо. Она по-своему любит Луи, бережно хранит открытки, которые тот изредка присылал, но любит его, скорее как символ успешного старшего брата. При личной встрече эмоционального контакта так и не происходит.

Луи уезжает, так ничего и не сказав своей семье, понимая, что при всем желании не сможет донести свои чувства, не будет услышан и понят. Вообще, невозможность художнику высказаться до конца и быть понятым — одна из вечных тем литературы. Символична финальная сцена спектакля, где Луи рассказывает о, казалось бы, незначительном эпизоде в горах, когда у него был шанс «прокричаться», но он его не использовал. На пороге смерти он жалеет о таких вот эпизодах. О семье ни слова. Семью он уже похоронил.
Ткань спектакля очень сложна и требует от исполнителей высочайшего мастерства. Актёры порой проходят по лезвию бритвы, чтобы не превратить происходящее в ток-шоу «Пусть говорят», остановиться на грани, где искреннее и подлинное может перейти в показное. Спектакль очень понравился, и оставил яркое послевкусие. Следующий показ 4 декабря. Приходите. Сильные эмоции гарантированы.