Top.Mail.Ru
Вечер памяти Романа Козака «Обязательно праздник» в театре им. Пушкина | СМИ о Московском драматическом театре

Вечер памяти Романа Ефимовича Козака «Обязательно праздник» в театре им. Пушкина вышел домашним, негромким и удивительно атмосферным, несмотря на блистательный аншлаговый зал. Так и должно было быть потому, что Роман Козак и сам был человеком - праздником для всех, кто имел счастье повстречаться с ним, хоть однажды. Прошло целых семь лет после его ухода. Сегодня Козаку исполнилось бы всего лишь шестьдесят – расцвет для творца, но и за свои пятьдесят два года он прожил и сделал на целый век.

Конечно, без грусти, слез и сожалений все равно не обошлось: без Романа Козака жизнь стала менее уютной, доброй, веселой и теплой. Но пришедшие в театр Пушкина учителя, ученики, коллеги, друзья, родные все слова обращали к Роману, словно он никуда не ушел, а видит и слышит всех. Рассказчики и слушатели ощущали огромную радость от живых воспоминаний, от того, сколько их еще будет. В какие-то мгновения все делались счастливыми, или прочувствованными, когда, например, стоя, приветствовали Ромину маму и его любимого дядю.

От простых слов и перечислений событий, к которым был причастен Роман Ефимович, на лицах рождались улыбки. Сколько было придумано, отрепетировано, срежиссировано, выучено, сколько дружеских встреч и попоек, футбольных матчей, разных игр, анекдотов и баек, сколько учеников и постановок было в жизни одного из лучших режиссеров Москвы Романа Козака.

Обо всем этом вспоминали: Александр Феклистов, Виктория Исакова, Аркадий Цимблер, Константин Райкин, Вера Алентова, Иван Ургант, Игорь Золотовицкий, Дмитрий Брусникин, Сергей Лазарев, Александра Урсуляк, Михаил Ширвиндт, и другие.

На экране отрывки из спектаклей и фотографии сменяли друг друга. Вот Роман Козак, Александр Феклистов и Игорь Золотовицкий выдают невероятный драйв в спектакле «Чинзано», а вот Алексей Панин и Николай Фоменко демонстрируют незабываемые актерские работы в спектакле «Академия смеха», который Роман Козак поставил на крошечной площадке- ринге филиала театра им. Пушкина. Константин Райкин с экрана вспоминал их общую работу в спектакле «Косметика врага»: «Рома был человек бесстрашный. Однажды он при мне ответил журналисту на вопрос – «чего вы боитесь» – «я мало чего боюсь». Я точно знал, что вранье, это - не про Рому, и тогда подумал: ничего себе!». В документально снятом отрывке из спектакля можно было насладиться тончайшими психологическими нюансами, которыми Роман Ефимович так искусно украсил обе роли.

Роман Козак был замечательным верным учеником Олега Николаевича Ефремова и Аллы Борисовны Покровской и, в свою очередь, сам - прекрасным педагогом. Свой последний курс он вел до последнего дня. Как и до последнего часа работал над премьерным спектаклем «Бешеные деньги». Сцену из спектакля сыграли Вера Алентова, Александра Урсуляк и Виктор Вержбицкий. О своем участии в этой комедии вспоминал Иван Ургант: «Это была моя единственная настоящая большая роль. Трудно было поверить, что Роману Ефимовичу оставалось жить считанные дни: так он был оживлен и весел, так волновался перед премьерой и так был счастлив…».

Артисты Александра Урсуляк и Сергей Лазарев сыграли сцену из «Ромео и Джульетты». Этот спектакль Роман Ефимович поставил с ними, когда они были еще его студентами в Школе-Студии МХАТ. Сергей Лазарев признался, что счастлив вот уже пятнадцать лет, выходя на сцену театра им. Пушкина: «Вы показали мне сцену, я влюбился в театр, которому не изменяю…», - обратился он к Мастеру, устремив глаза вверх. Александра Урсуляк также заметила, что ее жизнь сложилась бы иначе, если бы не встретился на ее жизненном пути такой Учитель, как Роман Ефимович.

С воспоминаниями о работе над спектаклем "ОFFИС" и "Академия смеха" вышел на сцену художник Виктор Платонов. Чувство благодарности к судьбе за то, что она свела его с Романом Козаком, было у каждого выступающего. И у каждого - свой КОЗАК. Артисты театра им. Пушкина показали невероятно смешную сцену из спектакля "ОFFИС".

Михаил Ширвиндт всегда близко общался с Ромой и восхищался его умением дружить. Их общение было наполнено поездками, общими праздниками, веселым времяпрепровождением. Козак очень любил разные игры-экспромты. Как-то в Новый год они загадывали и исполняли желания по лягушке – такой игрушке на пружине, которая неожиданно выскакивала, и надо было успеть что-то сделать. В этот раз Михаил Ширвиндт зачитал их минутные опусы, которые они писали, соревнуясь по дороге на дачу. Было ощущение быстроты, стремительности, находчивости и …мудрой житейской философии.

Продюсер Аркадий Цимблер, Ромин друг и однокашник, вынес на сцену книгу, посвященную Роману Козаку (ее написали друзья и ученики Козака), и посетовал на то, как много воспоминаний самых разных людей туда не вместилось. Видимо, пора собирать вторую книгу.

В финале вышел артист, режиссер, педагог Дмитрий Брусникин, один из самых близких друзей Романа Козака: «Рома так умел дружить, что даже его учителя становились его друзьями. Ромы во мне столько, что ни в один формат это не влезет - недостаточно никаких книг, вечеров, статей, фотографий и фильмов…». Затем Дмитрий Брусникин пригласил студента последнего выпуска Романа Козака Михаила Миронова: "Наш 2007 год оказался знаменателен тем, что появились социальные сети. Я немедленно добавился в друзья к Роману Ефимовичу, но писать ничего не решался. Когда его не стало, вдруг однажды заметил в фейсбуке значок «Роман Козак в сети» - видимо, кто-то из родных включил его компьютер. И тут я подумал, как же здорово, что Вы, Роман Ефимович, есть в сети, что Вас там можно поздравить с Днем рождения, признаться в любви и прочитать послания Вам от других…».

И сцену театра им. Пушкина стали постепенно заполнять люди, пишущие в своих телефонах послания Роману Козаку. На экране светилось доброе и радостное лицо Ромы, а из темноты ему навстречу весело подмигивали огоньки мобильников. Это было так пронзительно, что защипало глаза и защемило сердце.

Вечер закончился, но все унесли с собой «Обязательно праздник» вместе с обаятельной теплой Роминой улыбкой.