Top.Mail.Ru
Жена в шкатулке | СМИ о Московском драматическом театре

Заняв пару лет назад пост худрука Пушкинского театра, Евгений Писарев объявил: не ждите от меня экспериментов или поиска новых театральных форм – буду ставить развлекательные пьесы, заполнять зал и кассу. Спектакли, последовавшие за этим заявлением, подтвердили, что Писарев оказался одним из столичных первооткрывателей законов коммерческого и одновременно качественного театра. «Великая магия», премьера которой состоялась недавно, из той же серии.

Писарев выбрал пьесу «с секретом». Одна из ее сюжетных линий – супружеская измена, без которой не обходится ни один развлекательный сюжет. На итальянском курорте красавица Марта сбегает от своего ревнивого мужа Калоджеро вместе с любовником. А Калоджеро при этом об измене не догадывается, поскольку Марте помогает заезжий фокусник Отто Марвулья: она заходит в его «волшебный саркофаг» и… исчезает. Калоджеро в бешенстве, а фокусник отдает ему шкатулку и объявляет, что силой магии он поместил Марту туда. Если Калоджеро откроет шкатулку, веря в магию, Марта появится живая и невредимая, если он сделает это с сомнениями – она исчезнет навсегда. 

Но адюльтером сюжет «Великой магии», сочиненной гениальным итальянцем Эдуардо де Филиппо, не ограничивается. Фокусник, заморочив голову Калоджеро, убеждает его, что параллельно реальному миру существует мир иллюзии, где время и пространство развиваются по иным законам. Два года он учит ревнивца жить в этом мире, где люди – не люди, а вещи – не вещи. И в финале герой оказывается перед выбором: нужно ли возвращаться в реальность, ведь в иллюзорном мире живется гораздо спокойнее…

Художник Зиновий Марголин погружает зрителей в атмосферу дорогого курорта. На сцене белые пляжные лежаки, столики и конструкции, обшитые белыми же рейками, которые поднимаются вверх. Под ярким светом прожекторов делают гимнастику и принимают живописные позы томные красавицы в купальниках и знойные красавцы в плавках, демонстрируя тренированные и полные страсти тела. Официанты, разнося напитки, строят глазки дамам. Но при этом на сцене никакой пошлости – на «Великую магию» можно прийти хоть с приятелем, хоть с мамой.

В «Великой магии» заняты актеры разных поколений, понимающие друг друга с полуслова и действующие, как слаженный ансамбль. Они играют с юмором, без ненужного комикования и заигрывания с залом. Главной движущей силой спектакля стал Отто Марвулья (Виктор Вержбицкий) – мастер устраивать шоу, обаятельный пройдоха и ловкач. Его представление для курортников напоминает спектакль в спектакле. Проделывая фокусы, Вержбицкий порой не уступает в виртуозности профессиональным магам.

Новый спектакль Писарева напоминает хорошо отлаженный механизм. Все в нем интересно по форме, точно и красиво. Но главный секрет раскрывается ближе к финалу. Режиссер вводит в спектакль еще один смысловой уровень. Ревнивец Калоджеро (Писарев сыграл его сам), два года проживший по законам «мира иллюзий», вдруг понимает, что стал свободным. Ему не нужно играть множество социальных ролей, которые навязывает любому человеку общество. Притворяться, вести себя так, как полагается хорошему мужу, сыну или брату. Что выберет герой? Внутреннюю свободу и нищету (родственники хотят лишить его наследства) либо опостылевшую жизненную рутину? Но это вопросы уже для любителей интеллектуального театра.