Top.Mail.Ru
Борис Равенских: биография, роли, звания, награды, фото
Место рождения

г. Санкт-Петербург

Дата рождения

14 июня 1914 г.

Образование

Режиссёрский факультет Ленинградского института сценических искусств (1935)

Звания

​Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.05.1957).Народный артист РСФСР (28.06.1963)

Народный артист СССР (1968)

Награды

Сталинская премия третьей степени (1951)

Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967)

Государственная премия СССР (1972)

Орден Ленина

Биография

Сценическую деятельность Борис Равенских начал в 1935 году в ассистентом Вс. Э. Мейерхольда в ГосТИМе (до этого работал в Ленинградском ТРАМе). Первая самостоятельная постановка Равенских — «Галина» Исидора Штока (1938, Современный театр, Москва), затем последовали постановки в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского и Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского. Уже в комедии Кальдерона, работа над которой велась вместе с Исааком Дунаевским, применил музыкальное оформление в импрессионистическом плане.

В 1940–1950-х годах утвердил главенствующее положение музыки в драматическом спектакле («В тиши лесов»; «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, Театр Сатиры, 1950; «Сердце девичье затуманилось» В. Курочкина и Б. И. Равенских, Театр имени К. С. Станиславского, 1959). В последнем спектакле, единодушно не принятом критикой, у Равенских была своя цель: представить внутреннее духовное движение человека через музыку.

В 1956 году поставил в Малом театре «Власть тьмы» Л. Н. Толстого.

В период работы главным режиссёром Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960–1970) поставил такие значительные для своего времени спектакли, как «Романьола» Л. Скуарцины (1963), «Повесть о спасенной любви» И. Голосовского (1964), «Поднятая целина» М. А. Шолохова (1965), «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Шоколадный солдатик» Б. Шоу (1966), «Метель» Л. Леонова (1967), «Воскресенье в Риме» Г. Крамера (1968), «Дуэль» М. Байджиева (1969). Последним спектаклем на сцене Театра имени А. С. Пушкина стала «Драматическая песня» Бориса Равенских и Михаила Анчарова по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» (1971). В названии спектакля выразилась не только главная задача режиссёра, но и его способ мышления. Все выразительные средства театра были пересмотрены с точки зрения их ассоциативных возможностей, укрупнялись и максимально приближались к зрителю все возможные связи человека с социальной средой, зрительская мысль предельно концентрировалась. Спектакль строился на вспышках «моментов истины», которые обнажали духовные устремления героев. В статье, посвященной творчеству Равенских, критики В. Шитова и В. Саппак писали, что Равенских всегда ставит своих героев перед дилеммой «жить лучше» или «быть лучше», заставляя каждого занять определенную позицию. Сам режиссёр в 1969 году декларировал свое убеждение: «…задача искусства, театра — будить в человеке поэтический взгляд на мир, привносить в жизнь дух активного творчества… Только самое главное, философски обобщенное и образно точное. Как в поэзии. Так мыслю суть театра я».

С 1970 по 1976 годы — главный режиссер, с 1976 по 10 января 1980 года — режиссер-постановщик.

В 1970 году Равенских возглавил Малый театр, привёл сюда артистов-единомышленников из Театра имени А. С. Пушкина — Алексея Локтева, Всеволода Сафронова, Валерия Носика — и предложил театру свою программу, состоящую из двух линий: одной из них должна была стать современная литература, обнаруживающая стремление понять истоки национальной народной жизни, другой — классика. Последней работой Равенских в Малом театре стал спектакль «Возвращение на круги своя» Ион Друцэ. Идейным стержнем спектакля явилась мысль Толстого (в этой роли выступил И. В. Ильинский) о таинстве духовной жизни человека и о непременности самобытного развития в духовной жизни каждого.

В конце 1970-х годов Равенских покинул Малый театр и пришёл в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В 1978 году поставил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», а в январе 1980 года получил разрешение на создание собственного театра, в котором надеялся собрать своих учеников.
Преподавал в ГИТИСе, профессор (1977).

Умер в Москве 10 января 1980 года.

Работы прошлых лет

Постановки
Режиссер
Режиссер