Top.Mail.Ru
МАШАЛАВА/Театр Пушкина | СМИ о Московском драматическом театре
Как-то невыносимо хорошо всё складывается в театре Пушкина. С начала сезона три премьеры. И все три на зло стареющим нытикам отличные. Сначала «Костик» с клеймом качества (а теперь ещё и коммерческого успеха) «Крымов». Следом – умная и атмосферная «Швейцария». И вот дурашливая молодёжная «Машалава» в филиале театра.

Закрытый показ прошёл в концептуальной обстановке. Из фойе вытащили всё, кроме гардеробщицы. Поставили барную стойку, наливали приехавшим на метро хипстерам. Окружение сплошь молодое, в толпе потерялся худрук Евгений Писарев, который, похоже, со всех сторон обложился молодёжью и если уж сам не пьёт их пышущую соматотропином юность, то как минимум театр питает. Ибо на сцене тоже свежая кровь Пушки – выпускники Школы-студии МХАТ.

Спектакль по пьесе Марии Конторович – простая история взросления мальчиков и девочек, когда они, вроде бы, уже совершеннолетние, но если в 20 мозгов нет, то уже не будет. В общем, не то шалава, не то полюбила и дала. На самом деле, получился очень яркий портрет поколения, которое во многом несёт свой первый травматтичный опыт отношений, как знамя; которое не приспособлено жить самостоятельно – отсюда все эти квартиры героев от мамы и деньги – от папы. А что сами? Сами – звезду с неба и вино на кладбище, много слов, чувств и мало дела.

По-хорошему каждого жаль, а во многих образах хорошо узнаешь близких-знакомых. Вот это «Милая моя, хорошая, прости!» из уст вечно пробуханного, а оттого психологически неуравновешенного человека – настолько правдивая история, что хочется плакать.

Хотя спектакль выдержан на очень мажорной ноте. Парадоксальные встречи и прощания, комично обыгранные и положенные на музыкальный ритм движения задают очень бодрый темп повествования, нелепые переигрывания на грани дают возможность и похохотать, и почувствовать скрытый за смехом драматизм. Сидящего справа от меня мужчину можно было бы принять за квакера, он так часто смеялся, но делал это тихо, почти про себя. В общем, непрофессионально.

У меня есть свой пунктик в спектаклях, на который я всегда обращаю внимание, — это склейки между сценами, ведь именно в эти моменты очень легко потерять внимание зрителей, которые после опускающейся шторки могут и телефон достать. А этот момент – капут спектаклю. «Машалава» склеена очень плотно, переходы из сцены в сцену сделаны через перетекание музыкальных тем, ритмику и пластику. При этом артисты уходят со сцены так, словно за кулисами они продолжают играть ту же роль, театр за ширмой не заканчивается.

Ещё один пунктик – эротические сцены. Режиссёр Владимир Киммельман подошёл к этой теме серьёзно, не повторившись ни разу, хотя надо заметить, что секса по сюжету много, даром, что эксперта-консультанта в лице Кристины Асмус не позвали. Да и без неё отлично, - с большой выдумкой, комично. Наконец-то нет никакой неловкости за артистов.

Весь вечер на манеже Елизавета Кононова – она же главная героиня Маша, она же шалава. Юная актриса жадно хватает воздух сцены большими глотками, делая каждый момент своего пребывания в объективе зрителя эмоционально насыщенным, с резкими перекатами настроений в диапазоне от инфантильного «всё равно» до драмы вселенского масштаба.

Впрочем, не Елизаветой первой (зачёркнуто) единой... Подпитаться молодой кровью стареющим театралам в «Машалаве» получится сполна. На сцене ещё пять молодых харизматичных актёров. Антон Гращенков, Данила Казаков, Григорий Верник, Валерия Ёлкина, Анастасия Казакова – все выпускники курса Писарева в Школе-студии МХАТ. По поводу младшего Верника могу сказать, что природа на парне не отдохнула, и на первый взгляд он – самый талантливый из Верников.

Возвращаясь к премьерам Пушки в этом сезоне, можно сказать, что «Машалава» с доступным и энергичным повествованием рассчитана на максимально широкую аудиторию, в отличие от «Швейцарии» и «Костика», которые заточены на весьма конкретную, более экзальтированную публику. Хотя, учитывая, как стремительно сложный и эстетский Крымов вдруг стал мейнстримом и попсой, к его спектаклям теперь рамки неприменимы.