Top.Mail.Ru
Пока свободою горят…. («Л.Е.С.» и «Лицей» филиал Театра Пушкина) | СМИ о Московском драматическом театре

В филиале Театра Пушкина состоялись премьерные показы «Лицея». Поставил пьесу Елены Исаевой «Лицей. Девятый выпуск» для студентов третьего курса Школы-студии МХАТ их педагог и артист Андрей Кузичев.


Надо сказать, этим ребятам вообще крайне везет. Только что отгремел «Л.Е.С», который сделала с ними по Островскому Евгения Дмитриева. В той чаще нашлось место не только персонажам одноименной пьесы, но и многим другим героям Александра Николаевича. Так почтенная, но обуреваемая страстями женщины за или под... (тут уж как посмотреть), Раиса Павловна Гурмыжская знакома с Паратовым и Огудаловой, соседствует с Кабанихой и ее невесткой Катериной и сыном Тихоном. Там и вправду «от людей на деревне не спрятаться», все друг про друга все знают. И такие родные все эти мальчики-девочки, будто бы живут на соседней улице, а не на страницах школьной программы. И это уже не просто студенческий спектакль, а вполне себе взрослый и репертуарный, куда зритель ходит, причем совсем не по знакомству. Многие ребята потихоньку осваивают и большую сцену театра. Так исполнительница роли Аксюши Татьяна Романова вышла из «Л.Е.Са» прямо в «Космос» Игоря Теплова, и играет вместе с Викторией Исаковой. Артем Ляшенко, чей Паратов для краткости в программке поименован просто красавцем, стал обитателем «Зойкиной квартиры» Евгения Писарева. Андрей Замятин не такой уж и Несчастливцев, раз попал в «Заповедник» Игоря Теплова, хотя пока и в составе ВИА «Маленькие трагедии». В «Лицее» ему и вовсе доверили роль директора Федора Григорьевича Гольдгоера, хотя временами герой напоминает его предшественника – Егора Антоновича Энгельгардта, того самого, который был еще при Александре Сергеевиче Пушкине.


Собственно, с Пушкина-то все и начинается, точнее с его смерти. Проститься с поэтом, а для воспитанников Царскоселького настоящим кумиром, образцом того, кто «Отчизне посвятил души прекрасные порывы», увы, не пустили. И осталось им только повторять вслед за Лермонтовым «Погиб поэт, невольник чести, пал, оклеветанный молвой» (помните, что за эти, ныне входящие в школьную программу, строки Лермонтова отправили в ссылку на Кавказ) и пытаться вслед за Пушкиным выстроить свое лицейское братство, где есть свои первые, бесценные друзья, а также выпускать журнал «Денница».


А в остальном они — обычные мальчишки, которые готовятся к выпускному, лезут на стену, мечтают о любви и свободе и учатся понимать, что жизнь значительно сложнее трактатов Сократа, и что те, кто кажутся близкими, могут оказаться предателями, а те, кому бы ты руки не подал, значительно умнее и благороднее. Получается эдакий роман-воспитание, но без занудства и нравоучений (для меня это роднит «Лицей» со спектаклем «Душа моя Павел», что идет в РАМТе, зря что ли и там, и там Пушкин).


И все это, конечно, под аккомпанемент из стихов Дельвига, Кюхельбекера, Рылеева и других, которые волею судеб знакомы нам все под грифом «поэты Пушкинской эпохи» и чьи тексты в наши дни могут стать отличным рэпом. Пушкинское «ворон к ворону летит, ворон ворону кричит» и вовсе становится роскошным дуэтом, который исполняют Артем Ляшенко и Кристина Гаспарян. Они ответственно играют Бориса Икскюля и влюбленную в него дочку полицмейстера Лицея Лизу Роттаст. Кстати, знаменитые «да здравствует солнце, да скроется тьма!» из «Вакхической песни» и «к Чаадаеву» с обломками самовластия, тоже превратились в речитатив с битами. Мальчишки даже на доске пишут «пока свободою горим, пока сердца для чести живы».


И тут важная игра смыслов, со словом свобода. Ребята, действительно, пока невероятно свободны, у них нет штампов, приемов, устоявшихся амплуа, они пробуют себя в разных ролях и ипостасях и этим невероятно хороши. Причем, каждый по-своему. Их умы живы для смыслов, если перефразировать Пушкина. Руслан Чагилов – Александр Яхонтов, Ян Сибряев – Леонид Воейков, Арсений Васильевых – Владимир де Риньи, Тимур Водопьянов – Константин Веселовский. Помимо «лицеистов» хочется отметить и Лялю Анпилогову, сыгравшую маму Лизы Роттаст, кастеляншу Лицея (кстати, она невероятно хороша и в роли Улиты в «Л.Е.Се»), и Максима Богатырева, которому досталась не самая приятная роль инспектора Лицея Андрея Филипповича Оболенского, и Артема Кучеренко, примерившего образ начальника штаба военно-учебных заведений Якова Ивановича Ростовцева.


И вот уже все эти мальчишки из XIX века кажутся не героями прошлого, а вполне себе сегодняшними людьми, которые осваивают мир на свой, а порой и чужой страх и риск. Да, им придется столкнуться с несправедливостью, стукачеством, мелким сведением счетов, когда свои интересы выдают за интересы государства, лизоблюдством. Но, их ждет и понимание, что таковы не все, что можно служить Отечеству, не жалея живота своего, как их директор, который готов разделить с ними любое, пусть и самое строгое наказание. Узнать, что есть настоящая дружба и понимание, что подставлять ближнего – последнее дело.


В финале, простите, за спойлер, но без этого не смогу обойтись, вы узнаете, кем станут эти ребята, чье будущее чуть не пошло под откос из-за одного мелкого кляузника, желавшего выслужиться перед начальством. Так может перестать уже поддерживать тех, кто только и умеет, что стравливать людей, и вспомнить детскую сказку «Варвара-краса, длинная коса», в которой есть замечательные слова «А ты не того опасайся, кто, не подумавши скажет, а того, кто, не сказавши подумает». Где все те, кто писал доносы на Пушкина, кто запрещал Лермонтова, кто их помнит?


И отдельное удовольствие от спектакля – смотреть как переживает за своих «лицеистов» Андрей Кузичев, как произносит вместе с ними все речитативы. Совет – идите смотреть курс Евгения Александровича Писарева, пока они так свободою горят.


А ребятам хочется пожелать того, о чем сказала Екатерина Гусева во время закрытия фестиваля «Уроки режиссуры»: «чтобы они пригодились и были нужны театру». Пока вроде бы все по плану.