Top.Mail.Ru
Решитесь на «Признание» или Почему стоит смотреть новый спектакль Евгения Писарева | СМИ о Московском драматическом театре
В Театре имени Пушкина прошла первая посткарантинная премьера — «Ложные признания».

Пьесу, написанную Пьером де Мариво в начале XVIII, Евгений Писарев взялся опрокинуть в современность. «Мы читаем пьесу Мариво так, будто она написана сегодня, а не в 1737 году», — утверждает режиссер. И хотя есть определенные мелкие несостыковки — например, устанавливая на сцене ноутбук, режиссёр вместе с ним устанавливает интернет, facebook, instagram, whats’app, а стало быть, сюжет перехваченных рукописных посланий провисает — впечатление это не портит.

Изначально сделать «Признание» театр намеревался еще в апреле, но буквально за пять дней до намеченной даты грянул карантин. Как бы ужасно ни прозвучало, но вынужденная задержка только обогатила спектакль новыми смыслами. Возможно, именно период самоизоляции подсказал режиссеру идею решить постановку в минималистском ключе, сконцентрировавшись на переживаниях героев. Внешне скупое действо пьесы разворачивается в доме богатой вдовы Араминты (Виктория Исакова), где помимо хозяйки живут ее личная ассистентка или, как бы сказали в XVIII веке, компаньонка Мартон  (Анна Бегунова), ее мать, сварливая властная  госпожа Аргант ( Вера Алентова), слуга Кин (Владимир Николенко) и лакей Дюбуа, ставший в новом мире харизматичным стилистом (Андрей Заводюк). Единственные гости — поверенный Реми (Борис Дьяченко) и граф Доримон (Андрей Сухов), мечтающий жениться на Араминте. Привычный ход вещей нарушается, когда Араминта нанимает в качестве секретаря влюбленного в нее юношу - Доранта (Федор Левин). Из всего капитала у молодого человека — хорошее образование и броская внешность, да помощь слуги Дюбуа, берущегося устроить судьбу бывшего господина. Дальше у Мариво — простор для воображения. Насколько бескорыстны чувства Доранта? Искренен ли он в своих признаниях, или просто намерен поправить финансовое положение? Какие мотивы движут харизматичным Дюбуа, мастерски примеряющим разные личины?

Как известно, люди не любят перемен, большинство боится нового и неизвестного. Черт знает, что оно сулит. Пусть скучно, как в склепе, зато покойно, все на местах, все знакомы, предсказуемы. Еще сложнее отдаться новому чувству, впустить в жизнь нового человека. Далеко не каждый готов даже самому себе признаться в том, что влюблен. Что уж говорить о том, чтобы открыться другому. Да и Мариво предупреждает: «Невероятная любовь требует осторожности». Однако, как бы и чем бы мы ни защищались от чувств, желаний и надежд, спрятаться от них невозможно. На деле никто не хочет быть одинок. И карантин в очередной раз показал — человеку нужен человек, причем желательно близкий по духу. Как ни странно, Мариво именно об этом. О жажде любви и страхе встретиться с ней лицом к лицу и лица не увидать. Именно так родился прием, в дальнейшем получивший красивое имя мариводаж. Жан-Франсуа де Лагарп определил его как «тончайшую смесь метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов», а Стендаль как «уловки разума, не желающего признавать за любовью ее неотъемлемых прав». Если проще, то это разные недомолвки, полунамеки, дающие возможность двойного толкования, а следовательно, и двойной реакции. Именно на этом играет Писарев. Внешне спокойные, помещенные в привычный нам интерьер, его герои буквально полыхают внутри. За холодными взглядами, случайными жестами, полуулыбками кроются страстные желания, тайные мечты, фантазии, сны. Персонажи мучаются, внутренне спорят с собой и друг другом, лезут на стену — фигурально и буквально, когда внезапно действие прорывается музыкальными сценами, окрашенными красным светом подлинных эмоций. За этим смятением чувств, скрытой чувственностью интересно наблюдать. Как проявляется человек, когда в нем зарождается любовь, открывается мир, пугающий своей силой и яркостью. Особенно это заметно в  трансформации образа главной героини. Если в начале Араминта Виктории Исаковой появляется в жестком костюме, то затем брюки и пиджак сменяются на мягкую юбку и блузку, а в финале и вовсе превращаются в легкое ярко-розовое платье. Волосы, стянутые в жесткий пучок переходят в свободный узел, а затем ниспадают на плечи мягкими локонами. Кажется, Араминта ослабляет защиту, в ней развязываются внутренние узлы, снижаются противоречия. А там...ну, как пойдет.

Финал дарит надежду, что все было ложью, кроме чувств, и заставляет задуматься, стоит ли уж так бояться любви.

Каким бы заоблачным и недоступным ни казался объект любви, как бы ни было страшно отважиться на признания в своих чувствах, ощутить свою уязвимость перед другим человеком и собственными эмоциями, как ни сложно впустить в жизнь нечто неведомое, может, стоит попробовать. Кто знает как сложится. Но, как говорил кто-то из великих, если вы вступили в борьбу, то вы возможно проиграете, а если отказались бороться, то заранее проиграли. Ну, а пока решаетесь, сходите на «Ложные признания», которые, вопреки названию, дадут вам совершенно искренние переживания.