Top.Mail.Ru
Начать жить / "Последний аттракцион" в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина | СМИ о Московском драматическом театре

Пьеса современного американского драматурга Дэвида Линдси-Эбера «Последний аттракцион» (перевод Михаила Барского) не столь известна, как его «Кроличья нора», получившая в свое время Пулитцеровскую премию. Сюжет о противостоянии двух обитательниц дома престарелых построен по законам комедии, но постепенно границы смешного отступают и на первый план выходят темы одиночества и утерянной радости. Возможно потому, пьеса и привлекла внимание Андрея Заводюка, назвавшего ее «очень глубокой и ироничной историей про каждого из нас» и поставившего «Последний аттракцион» в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина. В камерном пространстве, позволившем сфокусировать главное внимание на полутонах характеров и взаимоотношений, прозвучало режиссерское высказывание о любви к жизни и умении прощать.

В этой достаточно простой и понятной истории важен дуэт главных героинь, именно они становятся средоточием кардинальных психологических трансформаций, которые всколыхнут уставшую душу и вновь сделают мир цветным. Игра Ирины Пулиной и Натальи Николаевой - пример безупречного актерского существования, когда за короткое сценическое время удается наполнить своих персонажей поразительным объемом прожитого и пережитого, найти для них особенные черты. Отсюда и ощущение подлинности происходящего, несмотря на почти фантастические завихрения сюжетной линии.

Светлая комната в доме престарелых выглядит вполне симпатично, но почему-то трудно отделаться от ощущения безликости и пустоты. Притягивает лишь большое окно - в него, словно в раму, вписан великолепный пейзаж, всегда живой и меняющийся. Но обозлившуюся на весь мир Абби красоты природы давно не трогают, а заключенный в четырех стенах стерильный мир стал для нее идеальным убежищем. Это почти небытие, пространство между земным и потусторонним, зона добровольного заточения. Кажется, героиня Ирины Пулиной сознательно отключила все положительные эмоции, запретила себе не только радоваться каждому дню, но и чувствовать запахи цветов, вкус пищи.

Внутренне сосредоточенная Абби все время прислушивается к себе - то ли пытаясь что-то вспомнить, то ли окончательно забыть. Какая-то глубинная душевная боль не дает покоя и настраивает против всего мира, где живут обычные люди, воспитывают детей, строят планы, радуются житейским мелочам. Когда в ее владения ворвется Мэрилин Натальи Николаевой, она покажется экзотической бабочкой посреди выжженной пустыни. Стильная, энергичная, с сияющими глазами, новая обитательница дома престарелых словно бы не замечает открытой неприязни соседки по комнате, не обижается на мрачные шутки, которые почти всегда «на грани», и даже пытается договориться поменяться кроватями, чтобы быть поближе к окну. Абби ведь в него все равно не смотрит. Конечно же, получит жесткий отпор, но, как покажут дальнейшие события, это средоточие добродушия и незлобивости тоже обладает железной волей.

Вроде бы ничего особенного не происходит, но с появлением Мэрилин тусклая комната стала совсем другой: на стенах появились фотографии ее близких и забавные рисунки внука, на столе примостился трогательный букетик. Правда, все завалено многочисленными книжками с кроссвордами и еще какими-то пустяками, но, странное дело, даже этот беспорядок создает ощущение уюта и покоя. В импульсивных порывах и замечательных шутках Мэрилин, в ее искреннем восхищении Скотти, который работает в доме престарелых, а в свободное время играет в любительском театре, - буквально плещется жажда жизни. Герой Алексея Воропанова обаятелен и терпелив. Общаясь с вечно недовольной Абби, надевает маску непроницаемости, а с Мэрилин просто расцветает улыбкой, потому что они на одной волне. «Вы чудесная!», - воскликнет однажды Скотти, и это абсолютная правда. Чудо действительно произойдет.

Может показаться, что Мэрилин легко порхает по жизни, живет сиюминутным и никогда не зацикливается на негативе, но в какой-то момент становится понятно, что эта женщина тоже испытала удары судьбы, пережила немало потерь, но нашла в себе силы идти дальше. В ней заключено то светлое и настоящее, что интуитивно притягивает людей. Отсюда и теплые отношения со Скотти, и надежная группа поддержки в лице Коллин (Наталья Корогодова) и Дерека (Сергей Миллер). Даже в Абби незаметно намечаются перемены. Ведь съела же до крошки любимый десерт, который соседка заботливо принесла для нее, хотя явно слукавила, что на вкус он отвратительный.

Но борьба неизбежно обостряется. Абби всеми силами пытается выжить Мэрилин, та категорически отказывается перебираться в другое место. Тогда они заключат пари, и, шаг за шагом, оно перейдет в настоящий аттракцион с ярким карнавалом и довольно жестокими розыгрышами. Одна уверяет, что ее невозможно ничем напугать, другая обещает сохранять доброжелательность даже при самой чудовищной выходке своей партнерши. Можно ли было предположить, что у этих антиподов есть общее - страсть игрока и стремление к победе любой ценой. И дело уже не в комнате и не в кровати у окна. Здесь разворачивается битва характеров и убеждений.

Авторы визуального образа спектакля - художник-сценограф Виктор Платонов, художник по свету Петр Донцов и видеохудожник Ника Харгиянова - вложили в свое решение элементы яркой театрализации и фантазийных перевоплощений. Метаморфозы небольшого пространства происходят буквально на глазах. Комната в доме престарелых вдруг становится импровизированной сценой, где актеры-любители разыгрывают для Абби и Мэрилин страшноватый иммерсивный спектакль. Вот они оказываются на борту самолета, и через мгновение им предстоит прыгнуть с парашютом. Две бумажные фигурки, парящие в мерцающей синеве на фоне далеких звезд, медленно опускаются на ладони пилота Льюиса (Антон Феоктистов). Эта красивая сцена, словно сошедшая со страниц книги сказок, воспринимается как глубокая метафора о предопределенности каждого шага и доверии к жизни, о божественной руке, которая оберегает нас и не дает упасть.

Есть в спектакле и еще одна знаковая сцена. Она происходит во время того странноватого спектакля, где обитают зомби, вибрирует электрический стул, а человек в оранжевой робе вот-вот испустит дух. Мэрилин искренне сопереживает героям «Адского логова» и в восторге от актерской игры. Абби взирает на все происходящее с презрением и все время порывается уйти, но вдруг появляется женщина в белом, протягивает сверток с младенцем и со слезами просит защитить его от опасности. Что-то очень важное, почти сакральное, произойдет в этот момент: в Абби, внезапно утратившей чувство реальности, просыпается забытая материнская нежность, и она прижмет к груди несуществующего ребенка. Потом, конечно, стряхнет с себя морок, но непробиваемая броня на ее сердце явно дала трещину.

Необычное пари в итоге сработает как спусковой механизм, всколыхнет гнетущую атмосферу, заставит Абби многое пересмотреть. Она, наконец, встретится со своим сыном Бенджамином (Антон Феоктистов), узнает о существовании маленького внука. И прольются невыплаканные слезы, найдутся силы отпустить прошлое, простить не только близких, но и себя, чтобы вновь начать жить.